В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2017 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко» разъяснены основания для задержания органами полиции граждан при проведении одиночных пикетов.
Так, положение пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» о доставлении гражданина в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях его защиты от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, в части его распространения на проводящего одиночное пикетирование гражданина, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу оно подразумевает, что при проведении одиночного пикета, для гражданина появляется угроза жизни и здоровью. При этом Конституционный суд уточнил, что угроза такого рода в месте проведения пикета является реальной, а не предполагаемой, выражаясь в высоком риске причинения вреда жизни и здоровью гражданина, проводящего пикет, в результате его собственных действий, действий иных лиц или проявления природных, техногенных и других факторов.
Также уточнено, что законодательно конкретный срок такого доставления гражданина в соответствующее служебное помещение полиции не установлен, в связи с невозможностью предусмотреть и учесть конкретные обстоятельства, влияющие на его продолжительность (территориальная удаленность, наличие и (или) техническое состояние транспорта, пропускная способность автодорог, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и др.). Вместе с тем, указанная мера должна осуществляться в максимально короткий срок.
Кроме того, указанным постановлением разъяснено, что после составления протокола о доставлении в отделение полиции гражданина, если основания для применения к нему данной меры отпали, он подлежит незамедлительному освобождению, при отсутствии иных законных оснований.