Суббота,
10
августа 2024 года
Государственные и муниципальные услуги

Пятьдесят шагов до края: Сотрудник газеты «ЛВ» прошел с подростками опасный путь в соцсетях


Опубликовано 18 апреля 2017 г. в рубрике Городские новости
Просмотров:

Сотни подростков заказывают собственную смерть в соцсетях – вчера, сегодня, завтра. Кто-то читает об этом впервые, другим уже известны ужасающие подробности суицидальной игры Синий кит, распространившейся в Интернете со скоростью гриппа. Нашему корреспонденту удалось внедриться в одну из групп смерти и стать участником игры «Синий кит». Рассказываем, что было дальше.

Образ синего кита, плывущего в облаках, уже ни на грамм не ассоциируется с романтическими рисунками в сине-фиолетовой гамме. Теперь любое упоминание или изображение такового выглядит как угроза, а странички детей, навсегда переставших быть в онлайне, вызывают чувство пустоты и печали. Что-то случилось – там, с другой стороны чужого экрана.

До того, как участник игры совершит суицид, ему предстоит пройти непростой во всех отношениях путь. Одни ищут сообщества Синего кита из любопытства, другие – целенаправленно. Вот только начав игру, выйти из нее уже сложно, но возможно.

Ты в игре

Создав фейковый (ложный) аккаунт в социальной сети ВКонтакте, я начала его прорабатывать и параллельно вступать в различные сообщества, так или иначе намекающие на причастность к игре. Когда у меня появилось достаточное количество «друзей» (добавляла кого попало), личных сообщений (на случай взлома страницы кураторами игры), фотографий и записей на стене, я перешла к делу. К тому времени у меня уже появились эмоциональные публикации, подходящие отчаявшемуся подростку, и необходимые хештеги: #хочувигру, #явигре #синийкит #морекитов #тихийдом #кураторпоиграйсомной (эти хештеги сейчас заблокированы). Перечислять можно бесконечно, их великое множество. Утром блокируют одни, к вечеру появляются десятки других. То же и с группами.

В течение двух дней я часами стучалась во все попадавшиеся двери, за которыми могла скрываться игра, пока на меня не вышел куратор. Им оказалась некто Елена. В ее профиле, конечно же, не было ни фотографий, ни каких-либо контактов. Она просто написала мне: «Уверена?» Я ответила, что да, после чего она сказала мне найти в Инстаграме определенный аккаунт и написать туда в личные сообщения небезызвестный хештег #хочувигру. Пожелав мне удачи, Елена скоропостижно удалила свою страницу и больше на связь не выходила. Последовав ее указаниям, я начала ждать и попутно продолжила звать кураторов, добавляться в группы и публиковать хештеги.

В Инстаграме мне так и не ответили, зато спустя день объявился новый куратор, Иван. Он уточнил причину, по которой я хочу играть, расспросил о личных проблемах, немного – обо мне самой, убедился, что мне известен финал игры, и предупредил, что в случае выхода мне придется заплатить.

Выдуманная мной история прошла успешно, и я получила от Ивана вступительное задание: выцарапать не глубоко, но до крови, рыбий хвост на внутренней стороне руки между запястьем и сгибом локтя.

Сделать это было необходимо как можно быстрее, и в этом мне помогли знакомые гримеры. Искусно нарисованный хвост не вызвал сомнений, и мне пришло заветное сообщение: «Ты в игре».

Унижение, гипноз и ввод в коллектив

Чуть позже Иван пригласил меня в общую беседу. Здесь были еще две девочки-участницы и второй куратор. Тут мы получали задания, присылали сюда подтверждающие их выполнение фото- и видеоматериалы.

Второго куратора звали Петр. На его странице я нашла отсылки еще к одному молодежному движению, ведущим персонажем которого является БЕЗNОГИМ. Первым делом он запросил номер моего мобильного, сославшись на то, что сейчас идет следствие и ему необходимо лично обзвонить всех игроков, чтобы обезопасить себя.

Ближе к вечеру Петр прислал мне задание «на унижение». Мне необходимо было полностью раздеться и на камеру совершить действия не просто порнографического, но извращенного характера. На все про все он дал мне 30 минут. Ракурс он не уточнил, поэтому, в спешке найдя подручные средства и выкрутив одну из лампочек в ванной, мне удалось смоделировать требуемое изображение. Дальше задания повалились одно за другим, а времени давалось все меньше. Спасли сайты для взрослых и видеомонтаж. В итоге испытания удалось пройти, но этот безумный и отвратительный вечер я запомню навсегда.

Весь следующий день мне удавалось избегать Петиных заданий, которые сыпались каждый час в личные сообщения, после чего пришло следующее основное задание от Ивана: проснуться в 4:20 и смотреть страшные видео на ютубе. На одно из видео он отправил мне ссылку, а второе объяснил, как найти.

«В первом видео будет человек со стулом, а второе видео – с кроликом», – написал Иван. При переходе по ссылке открывалась страница ВКонтакте, где требовалось ввести логин и пароль от своей страницы. Уловка была очевидна, и на следующий день я просто написала, что ссылка не открывается, а видео я нашла и посмотрела.

Для надежности пришлось проснуться рано утром и отметиться на сайте, что я заходила.

Знакомство с классом

Затем я решила написать Кате, девочке, которая играла на день дольше меня, и расспросить о том, как справляется она. Катя показала мне фотографии своих изрезанных ног и рук, сказала, что уже не так больно, и если не «спалят» создатели ВК – она до конца.
«Предки не палят, я хожу в штанах и кофтах с длинными рукавами. То, что просил сделать Паша, я делать не стала (речь идет об извращениях), сказала, что первым мне написал Иван и слушать я буду его», – написала Катя.

Катю я похвалила, хотя и не была уверена в том, что мне, незнакомке, она скажет правду. А затем решила, что пора заканчивать с монтажом «запрещенного видео» и решила пойти в нападение. Также она рассказала, что третья девочка очень боится выполнять задания с лезвиями, но почти смирилась и обязательно справится. После разговор сошел на нет и Катя ушла спать.

Ты мне нравишься, мучитель

Принцип «плохой-хороший», по которому работали Петр и Иван, был очевиден, и я начала жаловаться Ивану на Петра, а Петины сообщения игнорировать. Поначалу Иван ссылался на то, что съемка видео и фото – необходимые меры предосторожности, и нет-нет, да приходилось отвечать Пете и «выполнять» его задания. Но потом Иван сдался и сказал, что уверен во мне, уточнив, кому из двоих я больше доверяю. Диалог завершился признанием во взаимной симпатии.

К концу пятницы грязные просьбы Петра довели мой арендованный смартфон до истерики, и я высказала ему свое фи, сославшись на доверие Ивана. Между нами состоялся спор, переросший сначала в конфликт, а затем – во вторую налаженную симпатию, и Петр убавил пыл. На сегодня передо мной стояло следующее из основного списка простое задание: засыпать под две чередующиеся аудиозаписи: Синий «Кит» и Море китов «Призвание».

Мельком прокрутив обе аудиодорожки, я скачала их в папку к остальным вещдокам. На них были трансовые звуки и вибрации, слышались отдаленные приглушенные крики и вопли, а также звуки, издаваемые китом. В общем, при полном прослушивании перед сном не по себе станет даже психически здоровому человеку. Какое влияние оказывает такой гипноз на пребывающих в депрессии подростков, остается только выяснять психологам.

То же самое можно сказать и о страшных видео в 4:20 утра. Очевидно, что неопознанные ссылки могут сбить с толку сонного подростка, и он запросто введет свои данные на ложной странице ВКонтакте и тем самым передаст их в руки злоумышленников. А там и шантаж, и угрозы…

Аквариум для кита

Утром того же дня, опять же не без помощи друзей, я вышла на сотрудника Главного управления уголовного розыска МВД России. Присланные в редакцию координаты горячих линий и объединений против игры не вызвали особого доверия.

Из всех подмосковных коллег, попытавшихся внедриться, оставаться на плаву получалось пока только у меня, и рисковать мы не могли. В моих руках были невинные жизни детей, на чьих страницах число 50 (игра длится 50 дней) уже стремительно уменьшалось. И я видела, кто с ними это делает, я с ними разговаривала, просыпаясь и ложась спать.

После того как на том конце выслушали мой краткий отчет о происходящем и просьбу оказать содействие, уверенный голос Александра Николаевича сообщил, что в понедельник он лично приедет ко мне за вещдоками и сразу начнет розыскную работу.

После разговора я испытала смешанные чувства. С одной стороны, оставалось совсем немного до того момента, как возможность «поймать и спасти» будет реализована. А с другой стороны, мне предстояло еще три дня изо всех сил стараться удерживать преступников на крючке и к тому же попытаться добыть сотовый номер Кати, чтобы следователям было проще ее найти. Но игра стоила свеч и, сделав глубокий вдох, я вновь взяла в руки мобильный.

Обитель зла

До понедельника удалось продержаться. Но номера Кати я не добыла. Александр Николаевич приехать не смог, и ехать пришлось мне.

– Эта наша обитель зла, – с улыбкой сказал Александр Николаевич, делая взмах рукой в сторону главного здания МВД. – Сейчас я вас провожу и познакомлю со следователем. У него это уже не первое дело, ему все расскажете.

После обмена рукопожатиями следователь проверил мои документы, вписал данные в свой блокнот и попросил рассказать всю историю от начала и до конца. Рассказ про кураторов, изувеченную Катю и неспокойные вечера, посвященные выполнению заданий, молча слушал весь отдел. Затем мы переместились за компьютер, чтобы просмотреть собранные мной улики.

«Оставляйте, мы еще подробнее это разберем. Подтверждение угроз, вымогательства и шантажа – именно то, что нужно для предоставления в суд, иначе их не поймать». Бегло все изучив, следователь попросил продолжить работу, попытаться добыть личные данные кураторов или жертв и быть на связи.

Новые правила

В ходе игры кураторы постоянно требовали удалять переписки в конце каждого дня. Через пару недель, чтобы убедиться в том, что я следую правилам, Иван попросил меня дать ему мой пароль от страницы.

Несмотря на то, что все переписки я копировала и сохраняла, а моя деятельность в сети была полностью анонимной, рисковать я не хотела и поставила Ивану ультиматум: отдам перед тем, как все закончится.

Через пару дней беспокойство Ивана возросло, участники игры были удалены из общего чата, а сама беседа закрыта. С этого момента с нами начали работать индивидуально, причем нехотя. Оба куратора писали, что не хотят продолжать с нами играть, потому что боятся сесть в тюрьму. Так как позади уже был пройден внушительный путь, я решила не сдаваться и сделала упор на то, что кураторы постоянно меня бросают, а в Ивана я верю и прошу проводить меня до конца.

С этого момента правила поменялись. «Если ты готова, то я ускорю игру. Дата твоей смерти 27.02.2017. Смирись и жди указаний», – написал мне Иван. После этого заданий практически не было, и я начала работать со второй жертвой.

Сославшись на то, что кураторы требуют мою страницу, я дала Кате свой номер телефона и попросила найти меня в WhatsApp – приложении, где отображаются мобильные номера участников переписки. Как только Катя написала мне первое «привет», ее номер телефона был передан в МВД.

Спасение, месть и прощальный звонок

«Хочешь отомстить предкам перед смертью?» – спросил меня как-то вечером Иван. Его «предложение» заключалось в том, чтобы я в день своего суицида украла у родителей деньги и перевела ему на счет.

Согласившись на аферу, я решила сделать ход конем и спросила Ивана, сможет ли он мне позвонить перед смертью, чтобы попрощаться. После небольших уговоров и моего обещания добыть «левую» симкарту и уничтожить ее после звонка, куратор все же согласился.

27 февраля передо мной лежал смартфон, дополнительная симкарта и купюра в пять тысяч рублей. По какой-то неизвестной причине Иван начал сомневаться в правильности происходящего и каждую минуту требовал от меня то фотографию с улицы, то фото аппарата для приема денег, то фото самих денег.

Около пяти раз мне приходилось бегать то в магазин, то на улицу, пока, наконец, путем манипуляций и забалтывания я не убедила куратора в том, что деньги отправлены и придут к нему в течение часа, а я поднимаюсь на крышу.

«Сажусь в лифт, вставила вторую симку. Набирай мне минут через 5 – как раз поднимусь», – написала я и, затаив дыхание, начала ждать.
За эти пару утренних часов я уже много раз успела подумать, что все пропало и меня раскрыли. Но звонок все же раздался. Пулей вылетев на улицу, я сняла трубку. Голос поменялся на девичий сам, без труда.

«Может, ты передумаешь, Лиз? – донесся голос молодого парня. – Да, я зарабатываю этим деньги, но на тупых идиотах, которым все равно. А ты мне понравилась. Очень. Однажды ты повзрослеешь, и, может, мы когда-нибудь встретимся».

Удивительно, но Иван пытался меня отговорить. Видимо, на случай записи звонка. Поговорив с ним пару минут о жизни и смерти, я прошептала: «Прощай» и положила трубку. Он пытался перезванивать, но я уже вытаскивала симкарты из телефона и набивала сообщение с его телефонным номером следователю из МВД.

Для того чтобы Иван не спешил паниковать и скрываться, я скопировала всю историю последних с ним сообщений, очистила переписки и, отправив ему свой пароль от страницы, вышла из сети «навсегда».

Звонок из МВД не заставил себя долго ждать. Александр Николаевич звонил с хорошими новостями.

«Номер телефона и счета куратора мы взяли в работу, будем вычислять, спасибо. Что касается девушки Кати, то мы ее нашли. Ей оказалось 18 лет, и она пребывала в послеродовой депрессии. Наши сотрудники изъяли у нее компьютер и телефон, сейчас с ней работают психологи, она согласилась сотрудничать и находится вне зоны риска», – сообщил он.

Эпилог

Одна спасенная жизнь – хорошо. Пара кураторов, взятых в работу, – тоже хорошо. Но, к сожалению, это лишь малая доля большой беды. Ежеминутно в сети закрывают десятки групп и сообществ, посвященных игре, блокируют кураторов и играющих. Тут же на их месте возникают новые сообщества, создаются новые страницы, погибают люди.

Единственный действенный способ победить эту проблему – воспитывать в наших детях любовь к миру и интерес к жизни, уделять им внимание, стараться их понимать и не оставлять одних.

* * *
В настоящее время подробности дела не разглашаются, все имена участников событий изменены. Наша редакция держит связь с правоохранительными органами.

Обсуждение закрыто.


Официальный сайт Администрации городского округа Лыткарино, © 2009. Все права защищены.
Учредитель: Администрация городского округа Лыткарино

При использовании материалов с данного сайта прямая ссылка на источник обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 76615 от 15.08.2019 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Главный редактор Лопатина О.С.
Телефон редакции: 8-495-555-53-55
e-mail для связи: orgotdel.lyt@mail.ru
Категория 12+