В подмосковном Лыткарине восстанавливают усадьбу Александра Чернышева, который перед войной 1812 года выкрал множество французских военных секретов.
Увы, широкой общественности имя Александра Чернышева вряд ли многое скажет. Хоть и минуло с войны 1812 года два века, но фамилии Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Ермолов, Давыдов и множество других — по-прежнему на слуху, а Чернышев массам почти безвестен. Оно и понятно, выше перечисленные фамилии — военачальники, прославившиеся на полях сражений, а наше герой, скорей, боец невидимого фронта. Первый русский военный разведчик Чернышев — это этакий «Штирлиц» царя Александра I при дворе Наполеона. Человек, во многом благодаря которому из Парижа уплывали секретнейшие военные документы. И это — в самый разгар подготовки похода на Россию…
ПОСЛЕ ПОЖАРА ПРОСНУЛСЯ ЗНАМЕНИТЫМ…
Выходец из старинного дворянского рода после домашнего воспитания был принят камер-пажом ко двору Императора, служил в кавалергардском полку (элитное придворное подразделение). Боевое крещение получил в битве при Аустерлице, когда кавалергарды отбили из окружения Семеновский полк. Тонкий ум Чернышева весьма ценил Александр I, по его поручению кавалергард отправляется в январе 1808-го в Париж с пакетом к Наполеону. (Тогда Чернышеву не исполнилось еще и 22 лет). Французский император при первом же знакомстве поражен смелыми и остроумными речами молодого офицера. Александр I своим посланником доволен, в будущем он назначает Чернышева своим личным представителем при Наполеоне во время военной кампании французов против Австрии и Пруссии.
Александр Иванович Чернышев (1786 — 1857). Портрет работы Джорджа Доу.
— Конечно, Чернышев даром время не терял. Ему удавалось войти в доверие ко многим французским военачальникам и лично Наполеону, — рассказывает директор Лыткаринского историко-краеведческого музея Надежда Голубева. — Александр Иванович создал серьезную сеть информаторов, делал списки с французских документов, составлял четкие аналитические портреты генералов Наполеона. Эти данные в будущем весьма пригодились для просчетов определенных шагов французских военных.
Кстати, Чернышев сумел очаровать не только высший свет Парижа, но и всех его жителей. На балу у австрийского посла возник пожар, который за несколько минут охватил все здание. В огне гибли люди, возникла паника. Бесстрашный Чернышев вскочил на подоконник и громким голосом заставил ошалевших гостей опомниться. Оперативно был создан отряд добровольцев, которые взяли на себя спасение людей из полыхающих комнат. Чернышев сам вынес из огня несколько женщин. Благодаря его хладнокровию удалось избежать куда более серьезных жертв.
— Он сам обгорел на пожаре, попал в больницу, — продолжает Голубева. — Однако уже следующим утром он проснулся знаменитым на весь город. Все были восхищены поступком русского офицера, любимца двух императоров. С этого момента для Чернышева открылись двери в дома абсолютно всех французских сановников — каждый почитал за честь пригласить посланника Александра I к себе.
26-ЛЕТНИЙ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
Блестящий аналитик Чернышев первым сообщил своего государю о неотвратимости будущего нападения, даже точно назвал сроки. Как ни странно, но одним из основных источников информации для него служил… сам Наполеон. Французский император, сам того не ведая, во время долгих личных бесед с Чернышевым, сообщал ему информацию, которую русский офицер при своем блестящем аналитическом уме умело складывал в паззлы. Он даже сумел добыть сверхсекретную роспись Великой армии — подробный отчет о абсолютно всех французских воинских подразделениях, местах их дислокации.
«Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку!», — эмоционально написал Александр I на полях одного из сообщений Чернышева.
— Конечно же агентурная активность Чернышева в итоге все-таки не осталась без внимания французской контразведки, — говорит Надежда Голубева. — Однако это произошло уже в 1812 году, когда вот-вот должна была начаться война. Некоторые историки писали, что якобы французы нашли секретное донесение Чернышеву от некоего Мишеля из военного министерства Франции. Это и стало причиной скандала, после которого Александр Иванович был вынужден покинуть Париж. Однако более поздние исследователи доказали, что письмо было подделкой — французы так и не смогли отыскать фактов того, что Чернышев вел шпионскую деятельность, поэтому и пошли на подлог. Иного способа остановить русского агента они не нашли.
Открытие памяника Чернышеву состоится в Лыткарине 15 сентября.
Фото: Роман Завьялов
После возвращения в Россию Александр Чернышев немедленно отправляется в армию, командует кавалерийским отрядом. Ему поручается заниматься созданием и командованием сети партизанских отрядов во французском тылу. Уже в ноябре 1812 года (в 26 лет!) он произведен в генерал-майоры.
В 1819 году был назначен членом комитета об устройстве донских войск, через два года получил в командование лёгкую кавалерийскую дивизию. В 1825-м занимался следствием по делу декабристов. Еще через два года он уже военный министр, на этом посту он находился до 1852 года. Кстати, в «Большой советской энциклопедии» Александр Иванович характеризуется так: «Сторонник палочной дисциплины и устаревшей линейной тактики, Чернышёв явился одним из главных виновников поражения русской армии в Крымской войне». Этот неоднозначный герой умер 1857 году в итальянском городе Кастелламмаре-ди-Стабия неподалеку Неаполя, тело его было похоронено на Родине, в селе Петровском Московского уезда.
ПАМЯТНИК И АВТОРСКИЕ ЧАСЫ
В подмосковном Лыткарине находится усадьба Чернышевых, одна из туристических достопримечательностей города. Когда-то именно отсюда и начинался расстраиваться вширь город. К 200-летию победы в войне 1812 года особняк ремонтируют, приводят в порядок усадебный парк. Здесь же на днях установлен памятник Светлейшему князю Александру Чернышеву.
— Его торжественное открытие состоится 15 сентября, в день города, — рассказывает директор Лыткаринского историко-краеведческого музея Надежда Голубева. — Причем особо ценно, что создание памятника — инициатива городской администрации. Там решили сделать вот такой подарок горожанам к юбилею победы русской армии. Памятник Александру Ивановичу в полный рост отлит из бронзы.
Кроме того, появится у усадьбы еще один интереснейший арт-объект. До революции здесь стояли солнечные часы. К 200-летию Отечественной войны на их месте поставят часы, сделанные известным ученым Александром Бондаревым, который ранее сделал много интересных вещей для московского планетария.
— Это настоящая авторская работа, у нас в Лыткарине будут стоять солнечные часы, аналогов которым просто не существует, — говорит Голубева. — На часах будет выбит девиз Чернышева, который взят из его писем жене с войны: «Делай, что должно и будь, что будет»…
По материалам газеты «Комсомольская правда»
Добавить комментарий